Про грот и стаксель 

Про грот.

На АЛЬБАТРОСЕ грот, это, да. И поднять и опустить – один момент, в ликпазе не застрянет, мачта аэродинамическим карманом охватывается. А как удары ветра держит – струна, а под рифами – в огонь и в воду. И простенький такой, скомкал и в мешок. За много лет не вытянулся, а помыть, так и на людях показаться можно. И до сих пор служит, вон в том году Паша своего папку обошел, тот напрягался, аж мачта рухнула.

Сначала были проблемы с мачтой. Слабовата. Погнулось верхнее колено, потом среднее. В гонках, оно, не очень бережно к матчасти относишься, все на пределе, все на нервах. Забили во внутрь всех колен мачты еще по трубе Д16Т.

После поправили мачтовый карман. Распороли, наметали, одели на мачту, предельно натянули полиспаст, углядели, где подтянуть, где отпустить. Опять распороли, наметали ….. Несколько раз так, пока не надоело. Получилось хорошо, главное, что бы костюмчик сидел.

Ликтрос задней и нижней шкаторин, вопреки установившемуся мнению, не выкинули. Не хотелось сильно нагружать парусину, лавсан отечественный, да и плотность маловата, а набить хотелось до звона, но не со всей дури. Зато точно подобрали длину ликтроса по задней шкаторине. На многих альбатросовских стрижах это делали, везде получалось добавить 3-4 см. Смотреть, сколько удлинять, надо в сильный ветер на берегу. Надставка должна быть такой, что бы в сильный ветер, с туго набитым полиспастом основной натяг задней шкаторины шел по ликтросу, а парусина по шкаторине была натянута, но не убойно. Тогда получается настоящий барабан, серпы по шкаторинам великолепно расправляют середину паруса.

Рифы.
Провели прямую от шкотового люверса до точки пересечения шва мачтового кармана со швом нижнего полотнища грота. В этой точке будет галсовый угол рифленого грота, здесь надо устроить боуты и нашить крепкие петли с двух сторон парусины (петли нужны и в варианте полного грота в нижней точке шва кармана). От прямой наметить линию серпа с глубиной сантиметра три и наметить точки пришива рифбантов (завязочек).

При рифлении грот приспускается, лишняя парусина подхватывается рифбантами. Важно не перетянуть переднюю шкаторину (тянуть за петлю в галсовом угле), иначе мачтовый карман пойдет складками (и на полном варианте так же). А винтик на мачте для зацепления мачтового кармана был уволен сразу.

Вроде и немного площадь грота сокращается, но в сочетании с понижением центра парусности эффект получается хороший. Исчезают опасные нагрузки на мачту и раму, настроение экипажа поднимается, не круто удается лавировать против волны.

Полный грот.
Повышенная жесткость мачты и хорошая растяжка парусины позволили устанавливать очень маленькое пузо в сильный ветер. Парус не трепещется, возможность установки малых углов атаки способствует плавному забору и сбросу ветра. Вдобавок СТРИЖИ не скручиваются. Появляется уверенность в контроле ситуации. Об этом есть и у Байбакова и у Перегудова. Жаль, что в промышленной конструкции не были реализованы замечательные свойства паруса СТРИЖ.


Про стаксель.

Урезали на пяти лодках. По высоте урезали сантиметров на шестьдесят. Это теоретически удлинение паруса хорошо, а родной альбатросовский стаксель только при слабом ветре свою форму оправдывает. Урезали по науке (по книжке о ремонте парусов), отрезали всю переднюю шкаторину от галсового угла до точки на задней шкаторине, отстоящей на шестьдесят сантиметров от фалового угла. Резали не по прямой, а с серпом 8-10 см. Раксы уволили, в переднюю шкаторину заделали стальной трос для системы закрутки. Трос сантиметров на двадцать длиннее шкаторины, что позволяет тонко настроить положение стакселя по высоте.
Но все это лишний труд, если пауком раму не связать. Ну, а если все сделать, да еще сделать малюсенькую закладочку по нижней шкаторине, тогда костюмчик будет сидеть метров до восьми в секунду.
И в гонках первые приходы были.

Сайт создан в системе uCoz